Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни и особенности речевого развития

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни и особенности речевого развития

Ботченко А.С. учитель-дефектолог

ОСШ №27 г. Караганда

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В последнее время увеличилось число детей, которые имеют различные отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. К ним можно отнести поведенческие и интеллектуальные нарушения. Психолого-педагогические исследования показывают, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложными речевыми нарушениями.

Центральной задачей речевого воспитания детей является развитие связной речи, что обусловлено ее социальной значимостью в формировании личности. Основная коммуникативная функция речи реализуется именно в связной речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая указывает на уровень речевого и умственного развития ребенка.

При общем недоразвитии речи наблюдаются сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это обуславливает необходимость выявления особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР для построения наиболее эффективной коррекционной работы.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Коротковой Э. П., Ушинским К. Д., Усовой А. П., Бородич А. М., Тихеевой Е. И., Соловьевой О.И. и другими.

Сохин Ф.А отмечал, что связная речь – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его словарного запаса, звуковой стороны и грамматического строя.

Умение излагать свои мысли помогает ребенку преодолевать застенчивость и молчаливость, развивает уверенность в себе [1].

Связная речь является сложной формой речевой деятельности и носит характер последовательного систематического развернутого высказывания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалог осуществляется либо в виде последующих друг за другом вопросов и ответов, либо в виде разговора нескольких участников. Опирается диалог на знание о конкретной ситуации и понимании того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связное высказывание одного лица, коммуникативной целью которой является предоставление сведений о каких-либо событиях.

Основными свойствами монологической речи являются: развернутость, произвольность, односторонний характер высказывания, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации [2].

Развитие связной речи служит целью и средством практического овладения языком. Необходимым условием развития связной речи является освоение разных сторон речи, так как способствует самостоятельному употреблению ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Дети дошкольного возраста с нормальным речевым развитием начинают использовать элементы связной речи в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте появляются первые осмысленные слова, которые позднее начинают обозначать определенные предметы. Постепенно появляются первые предложения.

В течение третьего года жизни развивается понимание речи, собственная активная речь, возрастает словарный запас, усложняется структура предложений [3]. К четвертому году жизни для детей доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только учатся связно излагать свои мысли.

Дети допускают ошибки при определении действия, построении предложений, качества предмета. С 5–6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети, в основном, усваивают грамматический, синтаксический и морфологический строй родного языка (Г.А.

Фомичева, А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова, В.К. Лотарев, и др.). Ребенок начинает не только понимать, но употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений. Ребенок начинает обобщать информацию и делать выводы.

У детей с нормальным речевым развитием в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня, что очень важно для всестороннего развития личности ребенка [4].

Неполноценная речевая деятельность отрицательным образом влияет на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

При относительно сохранной логической и смысловой памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают элементы и последовательность заданий [5].

Исследования Воробьевой В.К. и Шаховской С.Н. позволяют сделать вывод, что самостоятельная связная речь детей дошкольного возраста с ОНР является несовершенной по своей структурно-семантической организации.

У них недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли.

Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в упрощенном виде и ограниченном объеме, испытывают трудности при планировании высказывания [6].

Левина Р. Е. отмечает, что у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы.

Используется недостаточное количество слов, обозначающих признаки, качества, состояния предметов и действий. Дети не умеют пользоваться способами словообразования, что приводит к трудностям использования разных вариантов слов.

Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению[7].

В свободных высказываниях дети дошкольного возраста с ОНР используют простые распространенные предложения, почти не употребляют сложные конструкции. Отмечаются ошибки в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается при использовании предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.

Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения [8].

При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, “теряют” действующих лиц, пропускают отдельные звенья. Рассказ-описание доступен для данной категории детей на низком уровне.

Отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному логопедом.

Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных частей или признаков объекта, при этом нарушают связность: не завершают начатое, возвращаются к сказанному ранее.

Филичева Т. Б. отмечает, что в устном речевом общении дети с ОНР стараются не использовать трудные для них слова и выражения.

Если создать для детей условия, когда оказывается необходимым использование тех или иных слов, то сразу заметны пробелы в речевом развитии. Инициаторами общения такие дети бывают очень редко.

Они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождаются рассказом [9].

Ткаченко Т. А.

утверждает, что развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Воспроизведение текста по образцу, самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания даются таким детям труднее всего [10].

Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе и своих друзьях.

В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание поделиться своими впечатлениями.

В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Несформированность связной речи детей с ОНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1976. – 224 с.

  2. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: «Просвещение», 1982. – 128 с.

  3. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.

  4. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.

  5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: «Астрель», 2006. – 160 с.

  6. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М.: 1958. – 16 с.

  7. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

  8. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 80 с.

  9. Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2003. – 112 с.

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-2807176.html

Особенности связной речи детей с онр 3 уровня

Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни и особенности речевого развития

Итак, резюмируя анализ литературы можно констатировать, что к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием сформирована достаточно хорошо. 

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи: она поддерживается собеседниками; ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие воспринимают друг друга, воздействуя с помощью различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации др. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать средством общения.

Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Ребенок четвертого и пятого года постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым. В разговоре дети начинают задавать много вопросов, в том числе и характерные: почему? Зачем? Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени.

Такой разговор включает вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т.д.[31].  
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д.

Дети пяти-шести лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме).

При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить  ситуацией, предположить какое-либо событие [14]. 

Развитие самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.

Таким образом, функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым [17].  

    1. Особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

 

    Исследования Н.С. Жуковой [17],  Т.Б. Филичевой, Т.А. Чиркиной,  [54], С.А. Мироновой [27] Т.А. Ткаченко  [48,49], В.П. Глухова, [13], Р.А. Юровой  [67], показали, что связная речь дошкольников с ОНР III уровня имеет ряд существенных особенностей.

Выявлен более низкий уровень фразовой речи (употребление преимущественно коротких, простых построений фраз), отмечалось большое количество ошибок в построении предложений (неправильное оформление связи слов, дублирование элементов фраз, нарушение синтаксической связи между следующими друг за другом фразами и др.).

Анализ состояния отдельных структурных компонентов речи, проведенный Р.А. Юровой, [67], обнаруживает более ограниченное использование разрядов основных лексических единиц (особенно существительных, прилагательных и предлогов). Исследованиями В. К.

Воробьевой [10] было показано, что дети с моторной алалией даже в школьном возрасте затрудняются в правильном расположении серии сюжетных картинок, им недоступно смысловое обобщение разрозненных элементов в логическое единство. Особо выраженные затруднения они испытывают в изложении элементарной последовательности событий.

      По данным Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой [17], В.П. Глухова [13], у детей 6-го года жизни с ОНР III уровня имеются значительные трудности при описании  игрушек и других предметов по плану, данному логопедом. Для их высказываний характерны: перечисление признаков предметов в любой последовательности, нарушение связности, незавершенности микротем, возвращение к раннее сказанному.

Отчетливо видны лексические затруднения и недостатки в грамматическом оформлении и предложений. Словарный запас детей с ОНР III уровня включает в себя достаточное количество слов обиходно-разговорной тематики, объем импрессивной речи близок к возрастной норме. Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах, о любимых играх и занятиях, интересных эпизодах из собственного опыта.

Но подробный анализ речевых высказываний детей с ОНР III уровня позволяет обнаружить, что их экспрессивная речь не соответствует возрастной норме. С наибольшей очевидностью это выступает при анализе активного словарного запаса, сформированности грамматического строя и связной речи.

  Целый ряд слов дети с ОНР III уровня не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в своем пассивном словарном запасе (ступеньки, форточка, обложка, страница). Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте.

Не зная названий многих частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (вместо «стена» – «дом»), действия (вместо «одежда» – «гулять»), они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (вместо «раскрашивает» – «пишет»).

        В словаре детей с ОНР III уровня мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Это обусловливает частые нарушения лексической сочетаемости.

       Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи III уровня выявляет картину выраженного аграмматизма. Характерными для подавляющего большинства детей с ОНР III уровня являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам (много окнех, яблоком, кроватев; перы, ведры, крылы, гнезды и т. д.

), при согласовании числительных с существительными (пять мячов, два руки и т. д.), при согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже (я рисую краском ручком).

Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: их опускание (я идаю батиком – я играю с братиком), замена (нига упая и тая – книга упала со стола), недоговаривание (полеза а забор – полезла на забор).

Дети с ОНР III уровня допускают ошибки и в словообразовании, например, при образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (деревко, ведричко), прилагательных (мехняя шапка, стекловая ваза), при употреблении приставочных глаголов (вместо «переходит» – «идет», вместо «пришивает» – «шьет» и т. п.) Все эти проблемы лексики и грамматики отрицательно сказываются на связной речи.

     При пересказе дети с общим недоразвитием речи III уровня ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, “теряют” действующих лиц.  
Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей.

            Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи III уровня дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации.

Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений. [29] Как отмечает Филичева Т. Б.

, в устном речевом общении дети с общим недоразвитием речи III уровня стараются “обходить” трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом.                                                                                                           

     Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога [37].

 
       Таким образом, у детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности их связной речи:  
1.

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, “застревание” на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;  
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.  
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.     

    1.     Методы исследования связной речи у старших дошкольников

 

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Флерина Е.А. придавала большое значение работе с живым словом, считая, что «рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи» (Флерина, 1961, с. 272).

Разработанная Флериной методика проведения бесед широко используется в практике работы дошкольных учреждений как для расширения представлений и знаний детей об окружающей их жизни, так и для развития диалогической формы речи.

Ее указания по руководству детским рассказыванием даны тонко и тактично.

Она писала: «В развитии образного мышления ребенка и художественной выразительности речи рассказывание является одной из основных форм работы; через плавную, связную речь в рассказе ребенок учится строить ее логически и последовательно» (там же, с. 286). Удачным приемом детского рассказывания является его запись воспитателем и последующее чтение другим детям.

Флерина Е.А. (совместно с Шабад Е.М.) дала довольно четкие указания по методике обучения рассказыванию и выбору репертуара: определение тематики и основного стержня рассказа, проведение единой линии развития сюжета, т.е. должна быть четкая структура рассказа, а образ нужно раскрывать ярко и использовать язык простой, но звучный, ритмичный, красочный.

Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла Леушина А.М.

, которая предлагала «вскрыть сильные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивая то, что уже имеется в детской речи как прогрессивные тенденции ее развития.

Обеспечить планомерное движение вперед – в тесной и неразрывной связи с развитием личности ребенка в целом» (Леушина, 1941, с. 21). Леушиной были разработаны методические рекомендации, непосредственно касающиеся обучения детей творческому рассказыванию.

К этому сложному виду словесной деятельности она рекомендовала проводить детей постепенно, строго придерживаясь определенной последовательности. Детей в старшем дошкольном возрасте можно привлекать к составлению плана высказывания и стимулировать творческую мысль.

В специальном исследовании, посвященном рассказыванию как средству обучения связной речи, Л.А.

Пеньевская подчеркивала важность и необходимость применения образца, однако при этом обращалось внимание на активизацию творческого начала в детских рассказах.

Среди основных качеств связной речи она выделяла последовательность и логичность, которые придают речи организованность и делают доступным понимание смысла высказывания.

Е.И. Радина, рассматривая роль беседы в работе с дошкольниками в детском саду, подчеркивала, что воспитатель наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения, т.е. учит их логически мыслить.

В беседе ребенок учится выражать свои мысли в слове, слушать собеседника – а это важные условия для развития связной речи. Проанализировав вопросы, которые воспитатели ставили детям, Радина сделала вывод, что надо ставить их по-разному.

Некоторые вопросы требуют простого названия или описания знакомых предметов и явлений, другие – вызывают умозаключения и обобщения, третьи – активизируют мысль ребенка.

Необходимо задавать детям вопросы (прямые и наводящие), но они должны быть четко и правильно сформулированы, чтобы возбудить самостоятельную мысль  детей, подводить их к установлению связей и обобщений. Только правильное руководство беседой развивает у детей навыки диалогической и монологической речи.

О.И. Соловьева является автором методического письма «Родной язык в детском саду» (1947, 1953) и методики развития речи для дошкольных педучилищ, а также занятий по русскому языку для старшей группы детского сада.

Для своего времени разработанная система занятий по развитию речи сыграла огромную роль.

Можно отметить, что в какой-то мере последующие методики обучения рассказыванию опираются на фундаментальные разработки вышеперечисленных авторов.

Большой интерес представляет исследование Н.Ф. Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления.

Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.

Н.Ф. Виноградова разработала методику ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Параллельно проводилась работа по активизации умственной деятельности, когда ребенок ставился в условия решения умственных задач.

С помощью дидактических игр на материале природы педагог закреплял представление детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

Специально разработанные приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы с детьми о природе, использование произведений искусства оказали серьезное влияние на составление сюжетных и описательных рассказов о природе, причем не только на содержание и форму, но и на отношение ребенка к процессу рассказывания.

Источник: https://www.stud24.ru/pedagogy/osobennosti-svyaznoj-rechi-detej-s/185786-542013-page2.html

Уровни речевого развития. – ОНР

Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни и особенности речевого развития

В 50—60-х годах XX века сторонниками феноменологического подхода (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой и др.) был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы.

Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б.

Филичевой.

На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих.

Отдельные слова,которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.

Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления.При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.

Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных,прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться,способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.

На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.

Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия,качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в неправильном произнесении звуков,нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов.

Существительные употребляются детьми в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов.

Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами.

Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3—4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие,сонорные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные часто звучат смягченно.

Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух-трех слогов.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем,что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов,фонетические недостатки менее разнообразны.

Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.

К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.

Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.

Патогенетический анализ структуры дефекта крайне важен при отборе детей в специализированные учреждения и их дальнейшем обучении.

Данный подход предполагает уточнение структуры первичного речевого дефекта и отграничение речевой патологии от внешне сходных различных аномалий познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы (отграничение ОНР от ЗПР, легких форм умственной отсталости, текущих нервно-психических заболеваний, приводящих к недоразвитию речи, своеобразного психического развития по типу раннего детского аутизма).

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость,нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки у детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой (1997) свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Дети,вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы.Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти,невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий.

Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности,низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей.

Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью,отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Источник: https://www.sites.google.com/site/cvyaznayarechdetey/home/urovni

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни ОНР и их особенности

Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни и особенности речевого развития

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство у детей с нормальным развитием интеллекта и отсутствием физиологических проблем со слуховым аппаратом.

Основная характеристика нарушения в том, что такие дети не могут различать отдельные звуки. Это приводит к общему пониманию смысла в искаженном варианте.

У детей с ОНР наблюдаются нарушения формирования всех сторон речи — звуковая, лексико-грамматическая и семантическая.

Тем не менее отличить детей с недоразвитием речи от их сверстников по развитию нельзя. Их эмоциональность, активность, желание играть и общаться никак не выдают наличие заболевания.

Основные причины возникновения общего недоразвития речи (ОНР) у ребенка

В большинстве случаев недоразвитие речи связано с внутриутробным развитием плода. Предпосылками могут стать следующие причины:

  • конфликт резус-фактора плода и матери;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при рождении;
  • вредные привычки у будущей мамы;
  • проживание беременной в неблагоприятных условиях;
  • вредные условия труда.

К основным факторам, которые способствуют развитию ОНР после рождения ребенка, относятся:

  • частые инфекционные заболевания;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • хронические заболевания.

Кроме этого, речевое расстройство может иметь психический и психоэмоциональный характер:

  • разные виды стрессового состояния;
  • недостаток внимания или эмоционального контакта малыша с родителями;
  • условия проживания, которые не подходят для развития навыков коммуникации.

Классификация и характерные симптомы в зависимости от уровня речевого развития

Специалисты различают 4 степени ОНР у детей дошкольного возраста:

  • 1 уровень – дети не разговаривают вообще. Таких детей врачи называют «безречевыми». Общение у малышей происходит с помощью лепета и жестикуляции.
  • 2 уровень – общая речь находится в начальной стадии развития, в словарном запасе малыша очень мало слов. При произношении ребенок допускает много ошибок, нарушена слоговая структура. Речевые возможности ребенка ограничиваются произношением простого предложения, в котором не больше двух-трех слов.
  • 3 уровень характеризуется появлением развернутой фразовой речи, но звуковая и смысловая стороны развиты недостаточно.
  • 4 уровень является самой легкой стадией. Ребенок хорошо говорит, но в его речи возможно наличие остаточных пробелов в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон (подробнее в статье: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое и как оно лечится?).

Развитие связной речи у детей с ОНР также делят на группы по клиническому составу:

  • неосложненные формы (нерезко выраженное недоразвитие) встречаются у малышей, у которых есть минимальная мозговая дисфункция (недостаточная регуляция мышечного тонуса, моторные дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы и прочее);
  • осложненные формы встречаются у ребенка, который имеет неврологический или психопатический синдром (церебрастенический, гипердинамический, гипертензионно-гидроцефалический, судорожный и другие виды синдромов, дизартрия);
  • общее (грубое) речевое недоразвитие наблюдается у детей с органическими поражениями отделов мозга, которые отвечают за речевую функцию (моторная алалия и прочее).

Как диагностируется нарушение?

Начальная стадия любого типа общего недоразвития речи диагностируется одинаково. Врач-логопед начинает диагностику со сбора анамнеза заболевания, в процессе которого выясняет следующие вопросы:

  • как долго длится у ребенка такое состояние;
  • когда оно возникло;
  • какие есть симптомы;
  • насколько выражено недоразвитие.

Кроме этого, обязательно нужно определить, какие болезни были перенесены ребенком в прошлом.

Для того, чтобы полностью проанализировать речевую функцию, врач проверяет как ребенок формирует связные мысли в речи, когда описывает изображение, рассказывает или пересказывает что-то.

Логопед должен оценить уровень развития грамматической составляющей речи (может ли малыш формировать и изменять словоформы, грамотно согласовывать слова в предложении) и правильность звуковой передачи мысли.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (3 уровень ОНР) может быть выявлено в случае соотношения активного и пассивного словарного запаса у ребенка.

Например, малышу предоставляют определенные картинки, в результате анализа которых нужно разделить предмет и его часть (стол — ножка), соотнести профессию с соответствующим атрибутом (повар — кастрюля), животных и их детенышей (корова – теленок).

Если диагноз нерезко выраженного общего недоразвития речи подтвердится, нужно проанализировать способность ребенка к запоминанию с помощью слуховой памяти, определить степень правильности произношения, грамотности построения слогов, фонетическую составляющую речи и особенности моторики речевой деятельности малыша. Кроме того, потребуется оценить навыки ребенка в сфере речевого этикета.

Лечение ОНР у детей

Исправлять речевые недостатки у дошкольника нужно комплексно. Кроме логопедической коррекции детям требуется помощь психолога. Родителям рекомендуется обращаться в специализированные учреждения с квалифицированными педагогами. Только при комплексном подходе можно решить проблему и дать ребенку возможность полноценно развиваться и жить в обществе.

Комплексная коррекционная работа

Коррекции ОНР проводятся с учетом уровня развития связной речи. При ОНР 1 уровня важно развить понимание обращенной к ребенку речи, спровоцировать самостоятельную речевую активность ребенка, а также развить внимание, память и мышление у малыша. В этом случае грамматика и фонетика в речи ребенка — не первоочередная задача.

При ОНР 2 уровня проводят коррекционную работу над развитием активности речи и пониманием лексико-грамматических конструкций, фразовой речи. Работа логопеда включает корректировку звукопроизношения и логопедические занятия по отсутствующим звукам.

Во время коррекции ОНР 3 уровня врач развивает связную речь, совершенствуя лексико-грамматическую сторону речи, закрепляет правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие.

Данная степень заболевания лечится намного проще, чем в случае с 1 и 2 уровнем ОНР.

С этой целью совершенствуют и закрепляют произношение, лексико-грамматическую сторону речи, фонематические процессы, развернутую фразовую речь, а также развивают графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Психологическое сопровождение ребенка

Речевые нарушения у ребенка могут стать основной причиной проблемы концентрации внимания. Для малыша будет сложно сосредоточиться на задании и долго удерживать внимание на каком-либо предмете.

Такие дети отличаются низким уровнем работоспособности, во время обучения быстро устают. По этой причине при прохождении логопедической коррекции очень важна психологическая помощь ребенку. Первоочередная задача психолога – повысить уровень мотивации ребенка и развить умение концентрации внимания.

Занятия с детьми, которые страдают ОНР из-за их психологических особенностей должны проводиться в маленьких группах (по несколько детей). Важны также и индивидуальные занятия с психологом.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для исключения развития ОНР у ребенка родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • вовремя лечить инфекционные заболевания у ребенка;
  • беречь ребенка от возможных черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенческого возраста;
  • уделять ребенку необходимое количество времени, не игнорировать его, постоянно заниматься с малышом, правильно развивать и воспитывать.

Кроме этого, мама во время беременности обязательно должна следить за своим здоровьем и отказаться от всех вредных привычек.

Источник: https://RosMedPlus.ru/bolezni/nevrologiya/obshchee-nedorazvitie-rechi-3-urovnya.html

RosMedPortal.Ru
Добавить комментарий